1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к плану внеурочной деятельности обучающихся I-IV и V- IX и X-XI классов МБОУ «Коркмаскалинская СОШ им. М.-Загира Баймурзаева» на 2021-2022 учебный год МБОУ «Коркмаскалинская СОШ им. М.-Загира Баймурзаева» обеспечивает введение в действие и реализацию требований Федерального государственного образовательного стандартов начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования определяет общий и максимальный объем нагрузки обучающихся в рамках внеурочной деятельности, состав и структуру направлений и форм внеурочной деятельности по классам. 1.1. План организации внеурочной деятельности начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования, разработан на основе нормативных документов: • Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями); • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373 (с изменениями) (далее - ФГОС начального общего образования); • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897 (с изменениями) (далее - ФГОС основного общего образования); • Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 (с изменениями) (далее - ФГОС среднего общего образования); • Федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 № 254 (с изменениями и дополнениями от 23.12.2020); • Перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.06.2016 № 699; • Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно - эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28; • Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.08.2020 №442 (с изменениями и дополнениями от 20.11.2020); 2 • Уставом МБОУ «Коркмаскалинская СОШ им. М.-Загира Баймурзаева» 1.2.Направления внеурочной деятельности План внеурочной деятельности является частью основной образовательной программы начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования МБОУ «Коркмаскалинская СОШ им. М.-Загира Баймурзаева». Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы НОО, ООО, СОО. Цель внеурочной деятельности: создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время; создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов обучающихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив. Кроме того, внеурочная деятельность позволяет решить еще целый ряд очень важных задач: обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе-интернате; оптимизировать учебную нагрузку обучающихся; улучшить условия для развития ребенка; учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся. Модель организации внеурочной деятельности школы — оптимизационная, в ее реализации принимают участие педагогические работники учреждения. Координирующую роль выполняет, как правило, классный руководитель. Преимущества оптимизационной модели состоят в минимизации финансовых расходов на внеурочную деятельность, создании единого образовательного и методического пространства в ОУ, содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений. Эффективное конструирование оптимизационной модели внеурочной деятельности опирается на следующие принципы: 1. Принцип учета потребностей обучающихся и их родителей. Для этого необходимо выявление запросов родителей и обучающихся, соотнесение запроса с кадровым и материально-техническим ресурсом учреждения, особенностями основной образовательной программы учреждения. 2. Принцип гуманистической направленности. При организации внеурочной деятельности в максимальной степени учитываются интересы и потребности детей, поддерживаются процессы становления и проявления индивидуальности и субъектности школьников, 3 создаются условия для формирования умений и навыков самопознания обучающихся, самоопределения, самореализации, самоутверждения. 3. Принцип разнообразия направлений внеурочной деятельности, предполагающий реализацию максимального количества направлений и видов внеурочной деятельности, предоставляющих для обучающихся реальные возможности свободного выбора, осуществления проб своих сил и способностей в различных видах деятельности, поиска собственной ниши для удовлетворения потребностей, желаний и интересов. 4. Принцип оптимального использования учебного и каникулярного периодов учебного года при организации внеурочной деятельности. Часть программы внеурочной деятельности может быть реализована во время каникул. Информация о времени проведения тех или иных занятий должна содержаться в рабочей программе кружка, студии, объединения. 5. Принцип успешности и социальной значимости. Усилия организаторов внеурочной деятельности направляются на формирование у детей потребности в достижении успеха. Важно, чтобы достигаемые ребенком результаты были не только личностно значимыми, но и ценными для социального окружения образовательного учреждения. Специфика внеурочной деятельности заключается в том, что в условиях общеобразовательного учреждения обучающийся получает возможность подключиться к занятиям по интересам, познать новый способ существования – безоценочный, при этом обеспечивающий достижение успеха благодаря его способностям независимо от успеваемости по обязательным учебным дисциплинам. Внеурочная деятельность опирается на содержание основного образования, интегрирует с ним, что позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития, решая тем самым одну из наиболее сложных проблем современной педагогики. В процессе совместной творческой деятельности учителя и обучающегося происходит становление личности. Внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям: Спортивно-оздоровительное направление создает условия для полноценного физического и психического здоровья ребенка, помогает ему освоить гигиеническую культуру, приобщить к здоровому образу жизни, формировать привычку к закаливанию и физической культуре. Духовно-нравственное направление направлено на освоение детьми духовных ценностей мировой и отечественной культуры, подготовка их к самостоятельному выбору нравственного образа жизни, формирование гуманистического мировоззрения, стремления к самосовершенствованию и воплощению духовных ценностей в жизненной практике. Социальное направление помогает детям освоить разнообразные способы деятельности: трудовые, игровые, художественные, двигательные умения, развить активность и пробудить стремление к самостоятельности и творчеству. Общеинтеллектуальное направление предназначено помочь детям освоить разнообразные доступные им способы познания окружающего мира, развить познавательную активность, любознательность. Общекультурная деятельность ориентирует детей на доброжелательное, бережное, заботливое отношение к миру, формирование активной жизненной позиции, лидерских качеств, организаторских умений и навыков. Внеурочная деятельность организуется через следующие формы: 1) Экскурсии; 2) Объединения; 3) Кружки; 4 4) Секции; 5) Конференции; 6) Ученическое научное общество; 7) Олимпиады; 8) Соревнования; 9) Конкурсы; 10) Фестивали; 11) Поисковые и научные исследования; 12) Общественно-полезные практики. Перечисленные направления внеурочной деятельности являются содержательным ориентиром и представляют собой приоритетные направления при организации внеурочной деятельности и основанием для построения соответствующих образовательных программ. Направления и виды внеурочной деятельности не являются жестко привязанными друг к другу и единственно возможными составляющими. Каждое из обозначенных направлений можно реализовать, используя любой из предлагаемых видов деятельности в отдельности и комплексно. 1.3. Режим функционирования МБОУ «Коркмаскалинская СОШ им. М.-Загира Баймурзаева» устанавливается в соответствии с Постановление Главного государственного санитарного врача России от 28.09.2020 № СП 2.4.3648-20, Санитарные правила Главного государственного санитарного врача России от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» и Уставом школы. В соответствии с учебным планом устанавливается следующая продолжительность учебного года: 1 класс - 33 учебные недели 2-9 класс – 34 учебные недели 10-11 класс – 34 учебные недели Учебный год для обучающихся 1-11 классов начинается с 1 сентября, заканчивается – 28 мая 2022 года. Продолжительность каникул: в течение учебного года — не менее 30 календарных дней. Осуществляется в соответствии с планом и расписанием занятий в количестве до 10 часов в неделю. Внеурочная деятельность организуется во второй половине дня для 1 смены и в первой половине дня для 2 смены, через и до 35 минут после окончания и до начала учебной деятельности. Ежедневно проводится от 1 до 2-х занятий, в соответствии с расписанием и с учётом общего количества часов недельной нагрузки по внеурочной деятельности, а так же с учётом необходимости разгрузки последующих учебных дней. Внеурочная деятельность для обучающихся 1-11-х классов осуществляется в соответствии с учебным планом и расписанием занятий. Для обучающихся 1-11-х классов количество часов в неделю составляет 2 часа в неделю. Продолжительность занятий внеурочной деятельности в 1 классе, составляет 35 минут, 2-11-х классах, составляет 40 минут. Начало занятий внеурочной деятельности, осуществляется с понедельника по пятницу во вторую половину дня по окончании учебного процесса, в соответствии с расписанием. 1.4. Промежуточная аттестация 5 Промежуточная аттестация в рамках внеурочной деятельности не проводится. 1.5 Обеспечение плана План внеурочной деятельности на 2021 – 2022 учебный год обеспечивает выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных Постановлением Главного государственного санитарного врача России от 28.09.2020 № СП 2.4.3648-20, Санитарные правила Главного государственного санитарного врача России от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», и предусматривает организацию внеурочной деятельности в 1-11-х классах, реализующих федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования, основного общего образования. Общеобразовательное учреждение укомплектовано педагогическими кадрами и обладает материально-технической базой для осуществления обучения согласно данному плану внеурочной деятельности. Программы внеурочной деятельности реализуются в соответствии с запросом обучающихся, их родителей (законных представителей). Занятия внеурочной деятельности осуществляются при наличии рабочих программ. Объем внеурочной деятельности для обучающихся при получении начального общего образования составляет до 1350 часов за 4 года обучения, на уровне основного общего образования до 1750 часов за 5 лет обучения. 2. ПЛАНИРОВАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД 2.1. Годовой план внеурочной деятельности 1-4 классы Направление Виды внеурочной деятельности Руководитель Количество часов в год по классам 1 2 3 4 Спортивнооздоровительное Духовнонравственное Общеинтеллек туальное «Шахматы» Шамилов М.-Н.А. 33 34 Магомедов Т.И. Социальное Общекультурное «Занимательная грамматика» «Занимательная математика» «Увлекательный мир книг» ИТОГО 34 Апавгаджиева Д.Н. Аташева З.И. Магомедова Р.М. Алибекова Н.Г. Бекбулатова Г.Я. Закарьяева А.Н. Курбаналиева А.Ю. Темирханова Д.И. Уцумуева З.А. Ибрагимова Г.М. Эндреева Н.С. 34 34 34 34 33 68 68 68 6 2.2. Недельный план внеурочной деятельности 1-4 классы Направления развития личности Формы организации внеурочной деятельности 1 класс Спортивно оздоровительное Духовно-нравственное Общеинтеллектуальное «Шахматы» 1 Социальное Общекультурное «Занимательная грамматика» «Занимательная математика» «Увлекательный мир книг» ИТОГО 1 2.3. Годовой план внеурочной деятельности 5-9 классы Направление Виды внеурочной Руководитель деятельности Спортивнооздоровительное Социальное Общекультурное Духовно- нравственное Общеинтеллектуальное «Шахматы» ИТОГО 2 класс 3 класс 4 класс 1 1 1 1 1 2 1 2 2 Количество часов в год по классам 5 6 7 8 9 Шамилов М.-Н.А. 34 34 34 34 2.4. Недельный план внеурочной деятельности 5-9 классы Направления развития личности Спортивно оздоровительное Социальное Общекультурное Духовно-нравственное Общеинтеллектуальное ИТОГО Формы организации внеурочной деятельности «Шахматы» 5 6 класс класс 1 1 7 класс 8 класс 9 класс 1 1 В соответствии с ФГОС среднего общего образования, в целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся, в 10-11 классах планировалось организовать внеурочную деятельность по направлениям развития личности (духовно- нравственное, спортивнооздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное). Но по ряду причин часы, выделенные на занятия внеурочной деятельности вынуждены были направить на занятия Центра «Точка роста» естественнонаучной направленности по предметам физика, биология, химия. Так же часы внеурочной деятельности в 7-9 классах были направлены в Центр «Точка роста». Обучение в 10-11 классах организуется при шестидневной неделе с максимально допустимой недельной нагрузкой в 34 академических часа. 7 Сотрудничество с родителями Сотворчество учителей и родителей в воспитании, обучении и развитии детей во внеурочной деятельности может успешно осуществляться по следующим направлениям: непосредственное участие родителей в организации различимых форм совместной внеурочной работы с детьми; развитие сотрудничества с учителями и детьми в учебно-познавательной, исследовательской деятельности в школе и в домашних условиях и др. 2.5. Ожидаемые результаты внеурочной деятельности: Спортивно-оздоровительное направление: понимание и осознаний взаимной обусловленности физического, нравственного, психологического, психического и социально-психологического здоровья человека; осознание негативных факторов, пагубно влияющих на здоровье; умение делать осознанный выбор поступков, поведения, образа жизни, позволяющих сохранить и укрепить здоровье; Духовно-нравственное направление: осознанное ценностное отношение к национальным базовым ценностям, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению; сформированная гражданская компетенция; понимание и осознание моральных норм и правил нравственного поведения, в том числе этических норм взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп; уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим; знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним. Общеинтеллектуальное направление: осознанное ценностное отношение к интеллектуально-познавательной деятельности и творчеству; сформированная мотивация к самореализации в творчестве, интеллектуальнопознавательной и научно- практической деятельности; сформированные компетенции познавательной деятельности: постановка и решение познавательных задач; нестандартные решения, овладение информационными технологиями (поиск, переработка, выдача информации); развитие познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения; способность учащихся самостоятельно продвигаться в своем развитии, выстраивать свою образовательную траекторию. Общекультурное направление: понимание и осознание моральных норм и правил нравственного поведения, в том числе этических норм взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп; понимание и осознание эстетических и художественных ценностей отечественной культуры; народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России; способность видеть красоту в окружающем мире; в поведении, поступках людей; сформированное эстетическое отношения к окружающему миру и самому себе; сформированная потребность повышать свой культурный уровень; потребность самореализации в различных видах творческой деятельности; знание культурных традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним. 8 Социальное направление: овладение социальными знаниями (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), понимание и осознание социальной реальности и повседневной жизни; сформированные позитивные отношения школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), сформированное ценностное отношение к социальной реальности в целом; достижение учащимися необходимого для жизни в обществе, социуме социального опыта, получение школьником опыта и навыков самостоятельного социального действия; сотрудничество, толерантность, уважение и принятие другого, социальная мобильность; умение коммуникативно взаимодействовать с окружающими людьми, овладение социокультурными нормами поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения; ценностное отношение к окружающей среде, природе; людям; потребность природоохранной деятельности, участия в экологических инициативах, проектах, социально-значимой деятельности. Все виды внеурочной деятельности обучающихся ориентированы на достижение воспитательных результатов. Воспитательный результат внеурочной деятельности — непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности. 2.6. Материально-техническое обеспечение внеурочной деятельности Для реализации модели внеурочной деятельности в МБОУ «Коркмаскалинская СОШ им. М.-Загира Баймурзаева» имеются, но недостаточно необходимые условия: школа располагает спортивным залом со спортивным инвентарем, библиотекой, спортивной площадкой, актовым залом. Нет музея, кабинета внеурочной деятельности, кабинета психологической разгрузки, оборудованные компьютерной техникой с подключением к локальной сети Интернет. В процессе реализации Программы произойдет: • внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей; • улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве; • укрепление здоровья воспитанников; • развитие творческой активности каждого ребёнка; • укрепление связи между семьёй и школой. 3. МОНИТОРИНГ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Целью мониторинговых исследований является создание системы организации, сбора, обработки и распространения информации, отражающей результативность модернизации внеурочной деятельности и дополнительного образования по следующим критериям: Задача диагностики – выяснить, являются ли и в какой степени воспитывающими те виды внеурочной деятельности, которыми занят школьник. Объекты мониторинга: 1. Диагностика эффективности внеурочной деятельности учащихся: • оценка востребованности форм и мероприятий внеклассной работы; • сохранность контингента всех направлений внеурочной работы; • анкетирование школьников и родителей по итогам года с целью выявления удовлетворённости воспитательными мероприятиями. 2. Личность самого воспитанника (вовлеченность обучающихся во внеурочную образовательную деятельность, как на базе школы-интерната, так и вне образовательной организации). 9 3. Детский коллектив (развитие и сплочение ученического коллектива, характер межличностных отношений). Мониторинг осуществляется 1 раз в год (в конце учебного года): 1. Проводится анкетирование на выявление предпочтений, интересов внеурочных занятий. 2. Анализ востребованности занятий по критериям: • массовость посещения; расширение спектра интересов обучающихся; • активность участия в проектной деятельности; • динамика участия в выставках, школьных конкурсах, мероприятиях и т.п. 10