План воспитания

Содержание
I.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

II.

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО В ШКОЛЕ
ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

III.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ

IV.

ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Инвариантные модули
4.1

Модуль «Классное руководство и наставничество»

4.2

Модуль «Школьный урок»

4.3

Модуль «Курсы внеурочной деятельности»

4.4

Модуль «Профориентация»

4.5

Модуль «Самоуправление»

4.6

Модуль «Работа с родителями»

Вариативные модули
4.7

Модуль «Ключевые общешкольные дела»

4.8

Модуль «Детские общественные объединения»

4.9

Модуль « Экскурсии, экспедиции, походы»

4.10

Модуль «Школьные медиа»

4.11

Модуль «Организация предметно-эстетической среды»

V.

ОСНОВНЫЕ
НАПРАВЛЕНИЯ
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

САМОАНАЛИЗА

2

I. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Программа воспитания МБОУ «Коркмаскалинская СОШ им.М.-Загира
Баймурзаева» на 2021-2025 годы
(далее по тексту - Программа)
Ответственный Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
исполнитель
«Коркмаскалинская СОШ им.М.-Загира Баймурзаева»
Кумторкалинского муниципального района Республики
Дагестан
Цель воспитания - личностное развитие школьников, проявляющееся:
Цели
- в усвоении социально значимых основных знаний и норм, которые
общество выработало на основе этих ценностей;
- в развитии позитивных социально значимых отношений к
общественным ценностям;
- в приобретении опыта поведения и применения сформированных
знаний на практике в отношении к общественнымценностям.
Наименование
программы

Задачи

Целевые

Достижению поставленной цели воспитания школьников будет
способствовать решение следующих основных задач:
- реализовывать воспитательные возможности общешкольных
ключевых дел,
поддерживать
традиции
их коллективного
планирования, организации, проведения и анализа в школьном
сообществе;
- реализовывать потенциал классного руководства в воспитании
школьников, поддерживать активное участие классных сообществ в
жизни школы;
- вовлекать школьников в кружки, секции, клубы, студии и иные
объединения, работающие по школьным программам внеурочной
деятельности и дополнительного образования, реализовывать их
воспитательные возможности;
- использовать в воспитании детей возможности школьного урока,
поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с
учащимися;
- инициировать и поддерживать ученическое самоуправление –
как на уровне школы, так и на уровне классных сообществ;
- поддерживать деятельность функционирующих на базе школы
детских общественных объединений и организаций;
- организовывать в школе волонтерскую деятельность и привлекать к
ней школьников для освоения ими новых видов социально значимой
деятельности;
- организовывать для школьников экскурсии, экспедиции, походы и
реализовывать их воспитательный потенциал;
- организовывать профориентационную работу со школьниками;
- организовать работу школьных бумажных и электронных медиа,
реализовывать их воспитательный потенциал;
- организовать работу с семьями школьников, их родителями или
законными представителями, направленную на совместное решение
проблем личностного развития обучающихся;
- развивать социальное партнерство школы и организаций, учреждений
с. Коркмаскала и Кумторкалинского района.
- количество мероприятий по презентации опыта работы ОУ
3

индикаторы

Сроки
реализации
Ожидаемые
результаты
реализации

(количество);
- доля детей, охваченных образовательными программами
дополнительного образования, в общей численности (процент);
- доля обучающихся, вовлеченных в работу органов ученического
самоуправления, от общего числа обучающихся (процент);
- доля родителей, вовлеченных в управление учебно воспитательным процессом и социально значимую деятельность, от
общего числа родителей (процент);
- доля родителей, удовлетворенных качеством услуг внеурочной
деятельности и дополнительного образования, через воспитательную
парадигму (процент);
- наличие классных сообществ (семейного клуба), организация
собраний и деловых встреч (количество);
- доля применения инновационных технологий, электронных ресурсов в
воспитательном процессе (процент);
- доля обучающихся, вовлеченных в профориентационную работу с
применением информационных технологий и порталов «Билет в
будущее», «Проектория» (процент);
- охват обучающихся, участвующих в волонтерской и социально значимой
деятельности (процент);
- количество организованных мероприятий, в том числе экскурсии,
походы (количество)

2021-2025 годы
В результате поэтапной реализации Программы будет обеспечено:
-вовлечение детей и молодежи в позитивную социальную
деятельность, рост числа патриотически настроенных молодых
граждан;
-приобщение наибольшего количества обучающихся к здоровому
образу жизни;
-рост количества школьных общественных объединений, увеличение
количества участников проектов;
-повышение социальной активности обучающихся;
-удовлетворенность обучающихся и родителей жизнедеятельностью
классного коллектива;
-доступность для всех категорий детей качественного воспитания,
способствующего удовлетворению их индивидуальных потребностей,
развитию творческих способностей;
-рост участников и победителей в конкурсах и соревнованиях;
-обеспечение
укрепления
партнерских
отношений
на
межведомственной основе с социальными институтами воспитания и
социализации несовершеннолетних;
-повышение эффективности региональной системы профессиональной
ориентации учащихся 7-10 классов;
-повышение общественного престижа семьи, отцовства и материнства,
сохранение и возрождение традиционных семейных ценностей,
укрепление традиций семейного воспитания;
-развитие социальной активности и гражданской ответственности
несовершеннолетних посредством профилактики отклонений в
поведении несовершеннолетних, включения их в разнообразные
социально востребованные сферы деятельности и актуальные проекты;
-модернизация содержания программ дополнительной и

4

Перечень
мероприятий
Программы

внеурочной деятельности.
Инвариантные модули
Модуль «Классное руководство и наставничество»
Модуль «Школьный урок»
Модуль «Курсы внеурочной деятельности и
дополнительного образования»
Модуль «Профориентация»
Модуль
«Самоуправление»
Модуль «Работа с родителями»
Вариативные модули
Модуль «Ключевые общешкольные дела»
Модуль «Детские общественные объединения»
Модуль « Экскурсии, походы»
Модуль «Школьные медиа»
Модуль «Организация предметно-эстетической среды»

5

II. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО В ШКОЛЕ
ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Коркмаскалинская школа является муниципальным бюджетным общеобразовательным
учреждением и расположена в Кумторкалинском муниципальном районе Республики Дагестан,
численность обучающихся на 1 сентября 2020 года составляет 672 человек, численность
педагогического коллектива – 57 человек. Обучение ведётся с 1 по 10 класс по трем уровням
образования в 28 классах комплектах: начальное общее образование – 14(332 обучающихся),
основное общее образование – 13(325 обучающихся), среднее общее образование – 1(15
обучающихся). Форма обучения - очная, обучение проводится в две смены.
МБОУ «Коркмаскалинская СОШ им. М.-Загира Баймурзаева» (далее по тексту – школа) - это сельская
школа, удаленная от культурных, спортивных школ и школ искусств. Школа довольно молодая, всего
второй год функционирует и потому оснащенность школы настенными стендами, тематическими
наглядностями, оборудованием и предусмотренной фурнитурой кабинетов оставляет желать лучшего.
Нет школьного музея. Кадровый состав отнюдь не совершенный. Специалисты молодые, без опыта
работы и соответственно - это доставляет некоторые неудобства в реализации определенных дел.
Данные факторы не могут не вносить особенности в воспитательный процесс. Но следствием этого
являются и положительные стороны.
Социально-культурная среда села более консервативна, устойчива и традиционна, чем в городе,
сохраняется внутреннее духовное богатство, бережное отношение к Родине и природе. Сельская
природная среда естественна и приближена к людям. Наш школьник воспринимает природу как
естественную среду собственного обитания. Родители, односельчане имеют большое влияние на
воспитание детей, не учитывать этого было бы ошибочно. Круг общения детей здесь не столь обширен,

но само общение отличается детальным знанием окружающих людей. В таких условиях у детей
значительно раньше формируется уважение к семейным традициям, почитание старших, уважение к
людям труда, взаимопомощь.

Педагоги школы хорошо знают личностные особенности, бытовые

условия жизни друг друга, отношения в семьях, что способствуют установлению доброжелательных и
доверительных отношений между педагогами, школьниками и их родителями.
В небольшом коллективе интенсивнее идет процесс установления межличностных контактов,
существует реальная возможность проявить себя в общем деле. У нас все на виду, что при
создании ситуации совместного поиска стимулирует активность учащихся и учителей.
Нет резкой обособленности между классами, обучaющимиcя разного возраста.
Таким образом, создавая условия для ребенка по выбору форм, способов самореализации на основе
освоения общечеловеческих ценностей, учитываем особенности сельской школы.

6

Ребенок в процессе своей жизнедеятельности развивается не только физически, психически и т. д., но
и социально. Причем все виды его развития проявляются в его социальном взаимодействии не только
сокружающим социумом в школьном возрасте, но и с обществом в целом, когда он
«выходит в большую жизнь». Качество этого взаимодействия и есть результат воспитания.
Разрабатывая Рабочую программу воспитания школы, педагогический коллектив использовал
собственный немалый опыт воспитательной работы, что помогло не отойти от школьных традиций
в воспитании обучающихся.
Педагоги школы уделяли всегда и уделяют в настоящее время значительное внимание развитию
учащихся, совершенствованию и обновлению внеклассной воспитательной деятельности с детьми.
Классные

руководители

владеют

широким

арсеналом

форм

и

способов

организации

воспитательного процесса в школе и классе.
В школе сложилась своя воспитательная система, которая включает в себя
три взаимозависимых и взаимосвязанных блока:
1. Воспитание в процессе обучения.
2. Внеурочная (внеучебная) деятельность.
3. Внешкольная деятельность.
Выполнение основных поставленных задач реализуется через работу педагогического и
ученического коллективов и работу родителями и включала в себя следующие направления работы

В процессе воспитания сотрудничаем с Домом культуры, администрацией Коркмаскалинского
сельского поселения, КДН и ЗП, ПДН ОМВД Кумторкалинского района. Принимаем участие в
7

проектах, конкурсах и мероприятиях учреждения дополнительного образования Кумторкалинского
района. Начали принимать участие в проектах Российского движения школьников. В школе
функционируют отряды Юного инспектора дорожного движения, волонтеров, Юнармейцев.
Основными традициями воспитания в образовательной организации являются следующие:
- ключевые общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий
педагогов;
- коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный
анализ результатов каждого ключевого дела и большинства используемых для воспитания других
совместных дел педагогов и школьников;
- создание таких условий, при которых по мере взросления ребенка увеличивается и его роль в
совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора);
- ориентирование педагогов школы на формирование коллективов в рамках школьных классов,
кружков, студий, секций и иных детских объединений, на установление в них доброжелательных и
товарищеских взаимоотношений;
- явление ключевой фигурой воспитания в школе классного руководителя, реализующего по
отношению к детям защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую
функции.

8

III. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ
Современный национальный идеал личности, воспитанной в новой российской
общеобразовательной школе, – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин
России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за
настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского
народа. Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего
общества ценностях (семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье,
человек), общая цель воспитания в школе – личностное развитие школьников, проявляющееся:
1) в усвоении ими знаний основных норм, которые выработало общество на основе этих ценностей
(т.е. в усвоении ими социально значимых знаний);
2) в развитии их позитивных отношений к общественным ценностям (т.е. в развитии их социально
значимых отношений);
3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения
сформированных знаний и отношений на практике (т.е. в приобретении ими опыта осуществления
социально значимых дел).
Методической целью разработанной Программы является «Формирование у педагогического
коллектива школы системного видения процесса воспитания и актуализации потребности в
совершенствовании и обновлении практики воспитательной работы с обучающимися».
Данная цель ориентирует педагогических работников не на обеспечение соответствия
личности

обучающегося

единому

уровню

воспитанности, а на обеспечение

позитивной динамики развития его личности. В связи с этим важно сочетание усилий
педагогического работника по развитию личности обучающегося и усилий самого обучающегося по
своему саморазвитию. Их сотрудничество, партнерские отношения являются важным фактором
успеха в достижении цели.

9

2.2. Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным
особенностям обучающихся, соответствующие трем уровням общего образования
Уровни образования
Уровень начального общего
образования (воспитание детей
младшего школьного возраста (14 классы) Выделение данного
приоритета связано сособенност
обучающихся младшего школьного
возраста: с их потребностью
самоутвердиться в своем новом
социальном статусе – статусе
обучающегося, то естьнаучиться
соответствовать предъявляемым к
носителям данного статуса нормам и
принятым традициям поведения.
Полученные знания станут базой для
развития социально значимых
отношенийобучающихся и
накопления ими опыта
осуществления социально значимых
дел и в дальнейшем, в подростковом
и юношеском возрасте.

Целевые приоритеты
Целевым приоритетом является создание благоприятных
условий для усвоения обучающимися социально
значимых знаний – знаний основных норм и традиций
того общества, в котором они живут.
К наиболее важным из них относятсяследующие:
- быть любящим, послушным и отзывчивым сыном
(дочерью), братом (сестрой),внуком (внучкой); уважать
старших и заботитьсяо младших членах семьи;
выполнять посильную для обучающегося домашнюю
работу, помогая старшим;
- быть трудолюбивым, следуя принципу
«делу — время, потехе — час» как в учебных занятиях,
так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;
- знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор,
улицу, город, село, свою страну;
- беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными
растениями
в
классе или дома, заботиться о
своих домашнихпитомцах и, по возможности, о
бездомныхживотных в своем дворе; подкармливать птиц
в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы,
леса, водоемы);
- проявлять миролюбие – не затевать конфликтов и
стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к
силе;
- стремиться узнавать что-то новое, проявлять
любознательность, ценить знания;
- быть вежливым и опрятным, скромным и
приветливым;
- соблюдать правила личной гигиены,режим дня, вести
здоровый образ жизни;
- уметь сопереживать, проявлятьсострадание к
попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие
отношения с другими людьми; уметь прощать обиды,
защищать слабых, по мере возможности помогать
нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к
людям иной национальной или религиозной
принадлежности, иногоимущественного положения,
людям с ограниченными возможностями здоровья;
- быть уверенным в себе, открытым и общительным, не
стесняться быть в чем-то непохожим на других ребят;
уметь ставить перед собой цели и проявлять
инициативу, отстаивать свое мнение и действовать
самостоятельно, без помощи старших.

10

В воспитании обучающихся подросткового возраста
Уровень основного общего
образования (воспитание
приоритетом является создание благоприятных условий
обучающихся среднего возраста (5-9 для развития социально значимых отношений
классы). Выделение данного
обучающихся, и, прежде всего, ценностных отношений:
приоритета в воспитании
- к семье как главной опоре в жизни человека и
обучающихся на ступени основного источнику его счастья;
общего образования связано с
- к труду как основному способу достижения
особенностями обучающихся
жизненного благополучия человека, залогу его ощущения
подросткового возраста: с их
уверенности в завтрашнем дне;
подростковый возраст – наиболее -к своему отечеству, своей малой и большой Родине как
удачный возраст для развития
месту, в котором человек вырос и познал первые
социально значимых отношений
радости и неудачи, которая завещана ему предками
обучающихся.
и которую нужно оберегать;
- к природе как источнику жизни на Земле, основе
самого ее существования, нуждающейся в защите и
постоянном внимании со стороны человека нужно
оберегать;
.

в защите и постоянном внимании со стороны человека
нужно оберегать;
-к
миру как главному принципу человеческого
общежития, условию крепкой дружбы, налаживания
отношений с коллегами по работе в будущем и создания
благоприятного микроклимата в своей собственной
семье;
- к знаниям как интеллектуальному ресурсу,
обеспечивающему будущее человека, как результату
кропотливого, но увлекательного учебного труда;
- к культуре как духовному богатству общества и
важному условию ощущения человеком полноты
проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка,
искусство, театр, творческое самовыражение;
- к здоровью как залогу долгой и активной жизни
человека, его хорошего настроения и оптимистичного
взгляда на мир;
- к окружающим людям как безусловной и абсолютной
ценности, как равноправным социальным партнерам,
с которыми необходимо выстраивать доброжелательные
и взаимоподдерживающие отношения, дающие
человеку радость общения и позволяющие избегать
чувства одиночества;
- к самим себе как хозяевам своей судьбы,
самоопределяющимся и самореализующимся
личностям, отвечающим за свое собственное будущее.

11

Уровень
среднего общего
образовании (воспитание
обучающихся юношеского возраста
10,11 класс) таким приоритетом
является создание благоприятных
условий для приобретения
обучающимися опытаосуществления
социально значимых дел. Выделение
данного приоритета связано с
особенностямиобучающихся
юношеского возраста: с их
потребностью в жизненном
самоопределении, в выборе
дальнейшего жизненного пути,
который открывается перед ними на
пороге самостоятельной взрослой
жизни.

Сделать правильный выбор старшеклассникам поможет
имеющийся у них реальный практический опыт, который
они могут приобрести в том числе и в школе. Важно,
чтобы опыт оказался социально значимым, так как
именно он поможет гармоничному вхождению
обучающихся во взрослую жизнь окружающего их
общества. Это:
- опыт дел, направленных на заботу о своей семье,
родных и близких;
- трудовой опыт, опыт участия в производственной
практике;
- опыт дел, направленных на пользусвоему родному
городу или селу, странев целом, опыт деятельного
выражения собственной гражданской позиции;
- опыт природоохранных дел;
- опыт разрешения возникающих конфликтных
ситуаций в школе, дома или на улице;
- опыт самостоятельного приобретения новых знаний,
проведения научных исследований, опыт проектной
деятельности;
- опыт изучения, защиты и восстановлениякультурного
наследия человечества, опытсоздания собственных
произведений культуры, опыт творческого
самовыражения;
- опыт ведения здорового образа жизни и заботы о
здоровье других людей;
- опыт оказания помощи окружающим, заботы о
малышах или пожилых людях, волонтерский опыт;
- опыт самопознания и самоанализа, опыт социально
приемлемого самовыражения и самореализации.

12

Достижению поставленной цели воспитания школьников будет способствовать решение
следующих основных задач:
- реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел, поддерживать
традиции их коллективного планирования, организации, проведения и анализа в школьном
сообществе;
- реализовывать потенциал классного руководства в воспитании школьников, поддерживать
активное участие классных сообществ в жизни школы;
- вовлекать школьников в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения, работающие по
школьным программам внеурочной деятельности и дополнительного образования,
реализовывать их воспитательные возможности;
- использовать в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать использование
на уроках интерактивных форм занятий с учащимися;
- инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как на уровне школы, так и на
уровне классных сообществ;
- поддерживать деятельность функционирующих на базе школы детских общественных
объединений и организаций;
- организовывать в школе волонтерскую деятельность и привлекать к ней школьников для
освоения ими новых видов социально значимой деятельности;
- организовывать для школьников экскурсии, экспедиции, походы и реализовывать их
воспитательный потенциал;
- организовывать профориентационную работу со школьниками;
- организовать работу школьных бумажных и электронных медиа, реализовывать их
воспитательный потенциал;
- организовать работу с семьями школьников, их родителями или законными представителями,
направленную на совместное решение проблем личностного развития обучающихся;
- развивать социальное партнерство школы и организаций, учреждений с. Коркмаскалы и
Кумторкалинского района.
Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в школе интересную и
событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что станет эффективным способом
профилактики антисоциального поведения школьников.

13

IV. ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Системообразующим и системоинтегрирующим фактором организациивоспитательного
процесса в школе выступает деятельность по обеспечению самореализации учащихся.
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих
направлений воспитательной работы школы. Каждое из них представлено в соответствующем
модуле.

4.1. Модуль «Классное руководство и наставничество»
Осуществляя классное руководство, педагог организует работу с классом; индивидуальную
работу с обучающимися вверенного ему класса; работу с учителями, преподающими в данном
классе; работу с родителями учащихся или их законными представителями.
Блоки
Работа с
классом

Виды деятельности

инициирование и поддержка
участия класса в общешкольных
проектахи мероприятиях, оказание
необходимой помощи детям в их
подготовке, проведении и анализе;

выработка совместно со
школьниками законов класса,
помогающих детям освоить нормы и
правила общения, которым они должны
следовать в школе;

сплочение коллектива класса.

организация интересных и
полезных для личностного развития
ребенкасовместных дел с учащимися
вверенногоему класса (познавательной,
трудовой, спортивно-оздоровительной,
духовно-нравственной творческой,
профориентационной направленности),
позволяющие с одной стороны, - вовлечь
в них детей с самыми разными
потребностями и тем самым дать им
возможность самореализоваться в них, а
с другой, - установить и упрочить
доверительные отношения с учащимися
класса, стать для них значимым
взрослым, задающим образцы поведения
в обществе;
проведение классных часов какчасов
плодотворного и доверительного общения
педагога и школьников, основанных на
принципах уважительного отношения к
личности ребенка, поддержкиактивной
позиции каждого ребенка в беседе,

Формы работы,
мероприятия

выбор актива класса
(распределение обязанностей по
секторам), членов актива органа
ученического самоуправления;
планирование общеклассных дел
 игры и тренинги насплочение и
командообразование; однодневные
и многодневные походы и
экскурсии, организуемые классными
руководителями и родителями;
организация праздников, вечеров
досуга;

1 неделя духовнонравственноеразвитие

2 неделя
правовой всеобуч,патриотическое
воспитание

3 неделя
ЗОЖ, правила дорожного движения,
правилапожарной безопасности

4 неделя
самосовершенствование и
личностное развитие,
профориентация.

14

Индивидуаль
ная работа с
обучающими

ся

Работа
с
учителями,
преподающи
ми в классе

предоставления школьникам возможности
обсуждения и принятия решений по
обсуждаемой проблеме,создания
благоприятной среды для общения.

изучение особенностей
личностного развития обучающихся
класса
индивидуальная работа сошкольниками
класса, направленная назаполнение ими
личных портфолио, вкоторых дети не
просто фиксируют свои учебные,
творческие, спортивные, личностные
достижения, но и в ходе
индивидуальных неформальных бесед
с
классным руководителем в начале
каждого года планируют их, а в конце
года - вместе анализируют свои успехи
и неудачи;

поддержка ребенка в решении
важных для него жизненных проблем
(налаживания взаимоотношений с
одноклассниками или учителями,
выбора профессии, вуза и дальнейшего
трудоустройства, успеваемости и т.п.)

коррекция поведения ребенка


привлечение учителей к участию
во внутриклассных делах, дающих
педагогам возможность лучше узнавать
и понимать своих учеников, увидев их в
иной,отличной от учебной, обстановке;

привлечение учителей к участию в
родительских собраниях класса для
объединения усилий в деле обучения и
воспитания детей.


через наблюдение за
поведением школьников в их
повседневной жизни, в специально
создаваемыхпедагогических
ситуациях, в играх, погружающих
ребенка
в мир человеческих
отношений,в организуемых
педагогом беседах по тем или иным
нравственным проблемам;
результаты наблюдениясверяются с
результатами бесед классного
руководителя с родителями
школьников, с преподающими в его
классе учителями, а также
со школьным психологом;

через частные беседы с ним,
его родителями или законными
представителями, с другими
обучающимися класса;

через включение в
проводимые школьным психологом
тренинги общения;

через предложение взять на
себя ответственность за то или иное
поручение в классе.

регулярные консультации
классного руководителя с
учителями-предметниками,
направленные на формирование
единствамнений и требований
педагогов по ключевым
вопросам воспитания, на
предупреждение и разрешение
конфликтов между учителями и
учащимися, участие в заседаниях
школьной службы медиации;

проведение МО классных
руководителей, направленных на
решение конкретных проблем
класса и интеграцию
воспитательных влияний на
школьников.

15

Работа
с
родителями
учащихся
или их
законными
представите
лями


регулярное информирование
родителей о школьных успехах и
проблемах их детей, о жизни класса в
целом;

помощь родителям школьников
или их законным представителям в
регулировании отношений между ними,
администрацией школы и учителямипредметниками.


организация родительских
собраний, происходящих в режиме
обсуждения наиболее острых
проблем обученияи воспитания
школьников;

создание и организация
работыродительских комитетов
классов, участвующих в управлении
образовательной организацией
решении вопросов воспитания и
обучения их детей;

привлечение членов семей
школьников к организации и
проведению дел класса;

организация на базе класса
семейных праздников, конкурсов,
соревнований, направленных на
сплочение семьи и школы.
острых проблем обучения и
воспитания школьников;

В образовательной организации функционируют МО классных руководителей. Методическая
работа в школе ориентирована на будущее состояние школы, поэтому ее результаты так важны
для всего как образовательного, так и воспитательного процессов. Методические объединения
классных руководителей - структурное подразделение внутришкольной системы управления
воспитательным процессом, координирующее научно - методическую и организационную
работу классных руководителей, в которых учатся и воспитываются учащиеся определенной
группы.
Основные задачи работы методического объединения классных руководителей:
- повышать уровень профессионализма классного руководителя в сфере его педагогической
компетенции;
- создавать условия для развития и совершенствования педагогического мастерства
каждого классного руководителя;
- развивать информационную культуру классных руководителей и использование
информационных технологий на этапе усвоения ФГОС второго поколения;
- осваивать классным руководителям новые подходы к оценке образовательных
достижений учащихся;
- обеспечить высокий методический уровень проведения всех видов занятий ( в т.ч. внеурочной
деятельности, классных часов);
- систематически отслеживать работу по накоплению и обобщению актуального
педагогического опыта классных руководителей через систему научно - практических семинаров,
16

методических дней, взаимопосещения уроков, конкурсов педагогического мастерства, участия в
педагогических чтениях и конференциях;
- организовывать информационно-методическую и практическую помощь классным
руководителям в воспитательной работе с обучающимися;
- формировать у классных руководителей теоретическую и практическую базу для моделирования
системы воспитания в классе;
- оказывать помощь классным руководителям в овладении новыми педагогическими
технологиями воспитательного процесса; повышение творческого потенциала педагогов с учетом
их индивидуальных способностей;
- создавать информационно-педагогический банк собственных достижений, обеспечивать
популяризацию собственного опыта через открытые внеурочные мероприятия, самопрезентации,
выступления, портфолио.

4.2. Модуль Школьный урок
Основные направления и темы воспитательной работы, формы, средства, методы воспитания
реализуются через использование воспитательного потенциала учебных предметов, курсов и
дисциплин

(модулей)

и

школьными
предполагает

ориентацию

отражаются

в

педагогами

воспитательногопотенциала

на

целевые

рабочих
приоритеты,

программах
связанные

педагогов. Реализация
урока
с

возрастными

особенностями их воспитанников, ведущую деятельность:

Целевые приоритеты
Установление доверительных отношений
между учителем и его учениками.
Побуждение школьников соблюдать на
уроке
общепринятые
нормы
поведения.
Привлечение внимания школьников к
ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений.

Методы и приемы
Поощрение, поддержка, похвала, просьба
учителя.
Обсуждение правил общения со старшими
(учителями) и сверстниками(школьниками),
принципы учебной дисциплины и
самоорганизации.
Организация их работы с получаемой на
уроке социально значимой информацией инициирование
ее
обсуждения,
высказывания учащимися своего мнения по
ее поводу, выработки своего к ней
отношения.

17

Использование
воспитательных
возможностей содержания учебного
предмета.

Применение на уроке интерактивных форм
работы учащихся.
Мотивация эрудированных учащихся над
их неуспевающими одноклассниками
Инициирование и поддержка
исследовательской деятельности
школьников.

Демонстрация
детям
примеров
ответственного, гражданского поведения,
проявления
человеколюбия
и
добросердечности,
через
подбор
соответствующих текстов для чтения, задач
для решения, проблемных ситуаций для
обсуждения в классе.
Интеллектуальные игры, стимулирующие
познавательную мотивацию школьников;
дискуссии, групповая работа или работа в
парах.
Наставничество.
Реализация ими индивидуальных и
групповых исследовательских проектов, что
даст школьникам возможность приобрести
навык самостоятельного решения
теоретической проблемы, навык
генерирования и оформления собственных
идей, навык уважительного отношения к
чужим идеям, оформленным в работах
других исследователей, навык публичного
выступления перед аудиторией
аргументирования и отстаивания своей
точки зрения.

Все это в процессе организации учебной деятельности обеспечивает:
• установление взаимоотношений субъектов деятельности на уроке как отношений
субъектов единой совместной деятельности, обеспечиваемой общими активными
интеллектуальными усилиями;
• организацию на уроках активной деятельности учащихся, в том числе поисковоисследовательской, на разных уровнях познавательной самостоятельности (в этом и
заключается важнейшее условие реализации воспитательного потенциала современного урока активная познавательная деятельность детей);
• использование воспитательных возможностей предметного содержания через подбор
соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для
обсуждения в классе.

4.3 Модуль «Внеурочная деятельностьи
дополнительное образование»
Внеурочная деятельность в образовательной организации организуется по направлениям
развития личности, определяемым образовательным стандартом: спортивно-оздоровительное,
духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное.
Миссия школы состоит в вовлечении школьников в интересную и полезную для них
деятельность, в предоставлении возможностей для самореализации, личностного развития
ребенка, для накопления опыта социально значимых отношений.
В своей работе при организации внеурочной деятельности, мы используем
оптимизационную модель, которая предполагает, что в ее реализации принимают участие все
18

педагогические работники, в том числе педагоги дополнительного образования.
Внеурочная деятельность в школе реализуется через организацию воспитательной работы
классных руководителей, старшей вожатой, преподавателя организатора ОБЖ, педагогапсихолога и социального педагога.
В каждом классе координирующую роль выполняет классный руководитель, который в
соответствии со своими функциями и задачами:
- взаимодействует с педагогическими работниками, а также с социальнопсихологической службой школы;
- организует в классе образовательный и воспитательный процесс, оптимальный для
развития положительного потенциала личности учащихся в рамках деятельности
общешкольного коллектива;
- организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей
деятельности коллектива класса;
- организует социально значимую, творческую деятельность учащихся.
Преимущества оптимизационной модели:
- минимизация финансовых расходов на внеурочную деятельность;
- создание единого образовательного и методического пространства в школе;
- формирование содержательного и организационного единства всех подразделений школы.
Дополнительное образование в МБОУ «Коркмаскалинская СОШ им.М.-Загира
Баймурзаева» организовано через работу объединений дополнительного образования в,
планируемых на новый учебный год, рамках организации деятельности Центра цифрового и
гуманитарного профилей «Точка Роста» и школьного спортивного клуба «Старт».
Дополнительное образование в школе:
 максимально ориентируется на запросы и потребности детей, обучающихся и
их родителей (законных представителей),
 обеспечивает психологический комфорт для всех детей, учащихся и
личностную значимость учащихся,
 дает шанс каждому раскрыть себя как личность, удовлетворить свои
индивидуальные познавательные, эстетические, творческие запросы,
 предоставляет ученику возможность творческого развития по силам,
интересам и в индивидуальном темпе,
 побуждает учащихся к саморазвитию и самовоспитанию, к самооценке и
самоанализу,
 обеспечивает оптимальное соотношение управления и самоуправления в
жизнедеятельности школьного коллектива,
 позволяет полнее использовать потенциал школьного образования за счет
углубления, расширения и применения школьных знаний,
 позволяет расширить общее образование путем реализации досуговых и
индивидуальных образовательных программ.
В МБОУ «Коркмаскалинская СОШ им. М.-Загира Баймурзаева» созданы объединения
дополнительного образования, работа
которых
организована
в
рамках реализации
дополнительныхобщеобразовательных общеразвивающих программам различной
направленности (технической, естественно - научной, физкультурно-спортивной,
художественной, туристско-краеведческой), хотя материально - техническое оснащение школы
пока что не совсем позволяет организовывать деятельность широкого спектра дополнительных
услуг.
Реализация воспитательного потенциала внеурочной деятельности происходит в рамках
следующих видов деятельности.

19

Направления
развития
личности
Духовнонравственное

Общеинтеллектуальное
Общекультурное

Спортивнооздоровительное
Социальное

Вид
деятельности

Наименования рабочей
программы НОО

Наименования рабочей
программы ООО

Наименования рабочей
программы СОО

познавательная,
краеведческая
проблемноценностное
общение
познавательная
проектно-познавательная,
познавательная,
художественное
творчество,
проблемно-ценностное
общение
- игровая,
спортивнооздоровительная
трудовая,
социальнопреобразующая
добровольческая
деятельность,
проблемноценностное
общение

20

4.4. Модуль «Профориентация»
Совместная деятельность педагогов и школьников МБОУ «Коркмаскалинская СОШ
им.М.-Загира Баймурзаева» по направлению «Профориентация» включает в себя:

Профессиональное
просвещение
(профинформация и
профпропаганда)

Профессиональная
диагностика

Профессиональное
консультирование

Научно организованное
информирование о содержании
трудовой деятельности, путях
приобретения профессий,
потребностях рынка труда,
ознакомление с профессиями и
специальностями,
учреждениями,
организациями, а также
требованиях профессий к
индивидуальнопсихологическим
особенностям личности.

Изучение индивидуальных
психологических
особенностей различными
способами (использование
анкет, опросников,
традиционных и
модифицированных методик
по самоопределению учащихся

Непосредственная помощь
школьнику в выборе
конкретной профессии на
основе изучения личности, ее
возможностей и сопоставления
полученной информации с
требованиями профессии для
обеспечения максимального
учета объективных и
субъективных условий
профессионального выбора

Задача совместной деятельности педагога и родителя - подготовить школьника к
осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности. Создавая
профориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие готовность
школьника к выбору, педагог актуализирует его профессиональное самоопределение,
позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только
профессиональную, но и внепрофессиональную составляющие такой деятельности.
Этапы, содержание профориентационной работы в школе
(с учетом психологических и возрастных особенностей школьников)

21

Работа с обучающимися

1-4 классы
- формирование у
младших учащихся
ценностного отношения
к труду, понимание
его роли вжизни
человека и в
обществе;
-развитие интереса к
учебно-познавательной
деятельности,
основанной на
практической
включенности в
различные ее виды, в
том числе: социальную,
трудовую, игровую,
исследовательскую;

Работа с родителями

5-7 классы
-развитие у
школьников
личностного смысла
-приобретение
первоначального
опыта вразличных
сферах социальнопрофессиональной
практики: технике,
искусстве, медицине,
сельском хозяйстве,
экономике и культуре
- этому способствует
выполнение
обучающимися
профессиональных
проб, которые
позволяют соотнести
свои индивидуальные
возможности с
требованиями,
предъявляемым
и
профессиональ
ной
деятельностью к
человеку.

8-9 классы

10-11 классы

-уточнение
-коррекция профессиональных -родительские
образовательного
планов, оценкаготовности к
собрания;
взапроса
приобретении
в ходе познавательного
опыта
иинтереса к профессиональной деятельности; представления о с
избранной
деятельности;
-индивидуальные беседы
факультативных
педагогов с родителями
-обучение действиям по
занятий и других
школьников;
самоподготовке
и
курсов по выбору;
саморазвитию;
-групповое и
-анкетирование родителей
- формирование
индивидуальное
учащихся;
профессиональных качеств в
консультирование с
-привлечение родителей
целью выявления и
избранном виде труда,
школьников для выступлений
формирования
коррекция профессиональных
перед учащимися с беседами;
адекватного принятия планов- следованиеформуле,
решения о выборе
-привлечение родителей
которую
профиля обучения;
учащихсядля работы
условно назвали
-формирование
руководителями кружков,
«ХОЧУ» — «МОГУ»
образовательного
спортивных секций,
— «НАДО»
запроса,
художественных студий,
соответствующего
ученических театров,
интересам и
общественныхученических
способностям,
организаций;
ценностным
ориентациям.
-помощь родителей в

организации
профессиональных проб
старшеклассников;
-помощь родителей в
организации временного
трудоустройства учащихся в
каникулярное время;

22

- постепенное
расширение
представлений о мире
- проведение образовательных мероприятий и программ, направленных на определение будущей профессии интерактивных игр, семинаров, мастер- классов, открытых лекториев, встреч с интересными людьми;
- участие в мероприятиях, направленных на подготовку школьника к осознанному планированию и реализации
своего профессионального будущего (работа на платформе «Билет в Будущее» для учащихся 7-9 классов, участие
в проекте Всероссийские открытые уроки для учащихся 8-9 классов напортале «ПроеКТОриЯ»)
- популяризация научно-изобретательской деятельности;
- поддержка и развитие детских проектов;
- организация профильных событий - фестивалей, конкурсов, олимпиад, акций, флешмобов;
- организация и проведение экскурсий (в учебные заведения, на предприятия);
-участие в конкурсах декоративно-прикладного и технического творчества;
-привлечение к занятиям в кружках и спортивных секциях в школе в учреждениях дополнительногообразования;
- встречи с представителями предприятий, учебных заведений;
- расширение знаний в рамках школьных предметов.
профессионального
труда

23

24

4.5. Самоуправление
Основная
цель
модуля
«Ученическое
самоуправление»
в
МБОУ
«Коркмаскалинская СОШ им. М.-Загира Баймурзаева» заключается в создании условий
для выявления, поддержки и развития управленческих инициатив учащихся. Участие в
школьном самоуправлении – это возможность продемонстрировать уникальность своей
личности, накопить опыт общения, преодолеть трудности, испытать ответственность за
свои поступки, освоить общественный опыт, научиться сотрудничеству с людьми.
Структура ученического самоуправления школы имеет несколько уровней и
осуществляется следующим образом:
Уровни самоуправления
Классное самоуправление
Совет класса - исполнительный орган
классного ученического самоуправления,
создающийся с целью планирования и
организации и проведения дел классного
коллектива. Задача классного
самоуправления состоит в том, чтобы
организовать такой образ жизни в стенах
класса, где всё – для ученика и всё, что
делается, – исходит от ученика.

Направления работы
-участие в планировании, разработке,
проведении ключевых дел классного
коллектива;
- изучение интересов учащихся класса,
выявление творческого потенциала каждого
и в соответствии с этим организация всех
видов воспитательной деятельности;
-выполнение коллективных, групповых и
индивидуальных поручений (реализация
школьниками,
взявшими
на
себя
соответствующую роль, функций по
контролю за порядком и чистотой в классе,
уходом за классной комнатой, комнатными
растениями и т.п.);
-дежурство по классу и по школе;
-участие в
школьных и
классных
мероприятиях: досуг, классные и школьные
вечера, праздники, КВД (клубы выходного
дня), спорт и спортивные мероприятия,
ЗОЖ, самообслуживание в столовой;
-деятельность школьной прессы;
- экологические десанты.

Школьное самоуправление
Совет обучающихся - исполнительный
орган школьного самоуправления,
создающийся с целью получения
учащимися опыта самостоятельного
общественного действия, который состоит
из лидеров всех секторов управления:
учебного, спортивно- оздоровительного,
культурно-массового, сектора печати и
информации, сектора труда. На этом уровне
члены Совета активно взаимодействуют со
старшим вожатым, куратором ученического
актива, представителями лидеров
педагогического и родительского
коллектива.

- гражданская активность (волонтерский
отряд «Бодрая жизнь», отряд лидеров РДШ)
- военно-патриотическое движение - отряд
«Юнармия»;
- личностное развитие профессиональная
ориентация, служба школьной медиации;
- информационно – медийное;
-ЗОЖ (школьный спортивный клуб
«Старт», школьный отряд юных
инспекторов дорожного движения
«Перекресток»).

25

Поскольку учащимся младших и подростковых классов не всегда удается самостоятельно
организовать свою деятельность, детское самоуправление иногда и на время может
трансформироваться (посредством введения функции педагога-куратора) в детсковзрослое самоуправление.

4.4. Модуль «Работа с родителями»
Работа с родителями или законными представителями учащихся осуществляется
для более эффективного достижения цели воспитания, а также для повышения
педагогической компетенции родителей, которые должны правильно организовать
процесс воспитания своего ребёнка в семье для того, чтобы он вырос образованным и
воспитанным человеком. Главными задачами модуля являются оказание помощи семье в
воспитании детей, психолого-педагогическое просвещение семей, коррекция семейного
воспитания, организация досуга семьи.
Система работы с родителями выстраивается на решении следующих задач:
 Повышение педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их знаний
по общим и конкретным вопросам воспитания ребёнка в семье и школе.
 Вовлечение родителей в совместную с детьми и педагогами учебнопознавательную, культурно-досуговую, общественнополезную и спортивнооздоровительную деятельность.
 Презентация положительного семейного опыта, организация семейных мастерских
и родительского лектория.
 Совершенствование форм взаимодействия школа – семья (пропаганда психологопедагогических знаний, дифференцированная и индивидуальная помощь
родителям).
 Помощь родителям и детям с ОВЗ (изучение семей и условий семейного
воспитания).
Работа с родителями (законными представителями) школьников осуществляется в
рамках следующих направлений:
Формы работы
групповая




Мероприятия
- включение родителей
процесс управления
образованием;
-«Консультативная
помощь»;

Реализация мероприятий
-работа классных родительских
комитетов,совета школы;
психолого-педагогические,
юридические консультации
специалистов школы (социальный
педагог, педагог-психолог,
учитель- логопед, инспектор
ПДН, администрация);
родительские собрания (в
повестку дня включаются
- основные организационные
вопросы работы школы: подведение
итогов посещаемости и
успеваемости, предупреждение
детского травматизма, профилактика
правонарушений, организация
горячего питания, проведение
внеклассных мероприятий идр.)
работа классных родительских
комитетов, школьного совета
26

родителей




- информирование
родителей осостоянии
обучения,
воспитания и проблемах
детей;

- анкетирование

- включение родителей в
совместную творческую
деятельность,
организациюдетского
досуга;
- диагностика,
мониторинг.
индивидуальная



- информирование
родителей о состоянии
облученности,
воспитанности и
проблемах детей;
- индивидуальные
консультации педагогов
специалистами
социально психологической
службы;
- участие родителей в
педагогических
консилиумах, собираемых
в случаевозникновения
острых проблем,
связанных с обучением и
воспитанием конкретного
ребенка:
- система психолого-
педагогического
сопровождения
проблемных семей;
- помощь со стороны
родителей в подготовке и
проведении
общешкольных и внутри
классных мероприятий.

- работа классныхруководителей с
дневниками обучающихся,
индивидуальное консультирование
родителей, патронаж семей
- организация психолого педагогического и правового
просвещения, работа специалистов по
запросу родителей для решения
острых конфликтных ситуаций;
- индивидуальная работа классных
руководителей, социального педагога
и психолога с семьями «группы
риска» Контроль и привлечение к
ответственности за невыполнение
родительских обязанностей (при
необходимости). Патронаж семей, где
воспитываются дети, лишенные
родительской опеки.
Индивидуальные беседы:
Семейные вечера и праздники «Вечер
дружной семьи: дети + родители»;
выставки работ детей и родителей по
декоративно – прикладному и
художественному творчеству:
«Семейный вернисаж»;
творческие гостиные;
Семейныепраздники:
«Папа, мама, я – дружная,
спортивная семья»; «Читаем с
мамой», «День Здоровья» и т.п.;
- совместное благоустройство
школьного пространства.

Потенциал семьи образовательном процессе должен быть активно задействован. Родители
учащихся должны быть не только информированы о ходе учебного процесса, но и участвовать в
нем, поддерживая ребенка в реализации творческих индивидуальных проектов.
27

Вариативные модули
4.7 Модуль «Ключевые общешкольные дела»
Данный модуль школьной программы воспитания раскрывает уникальность
гуманистической воспитательной системы школы, в основе которой находится
продуктивно-трудовая деятельность учащихся, учителей, родителей и представителей
социума, их гражданственность, инициативность, ответственность, коллективизм,
целеустремленность.
Задача возрождения традиций, воспитание духовной культуры, привитие любви к
своей малой Родине через осознание корней истории своего села - важнейший приоритет
воспитательной системы школы, что дает возможность реальному партнерству всех
субъектов воспитания в рамках гуманистической воспитательной системы «Школа социокультурный центр села».
Мероприятия

Формы

на внешкольном уровне
- проекты - совместно разрабатываемые и реализуемые -акции, субботники.
учащимися
и
педагогами
комплексы
дел
(благотворительной, экологической, патриотической,
трудовой
направленности),
ориентированные
на
преобразование окружающего школу социума.
- открытые дискуссионные площадки. Сетевые проекты.
- комплекс открытых дискуссионных площадок (детских,
педагогических, родительских, совместных), на которые
приглашаются представители других школ, деятели науки
и культуры, представители власти, общественности,
медицинских и правоохранительных органов, в рамках
которых
обсуждаются
насущные
поведенческие,
нравственные, социальные, проблемы, касающиеся жизни
школы, города, страны.

-онлайн - конференции, день
открытых дверей.

-спортивные состязания,
- проводимые для жителей села и организуемые праздники, представления.
совместно с социальными партнерами и с семьями
учащихся культурно-массовые мероприятия, которые
открывают возможности для творческой самореализации
школьников и включают их в деятельную заботу об
окружающих.
-открытые уроки, декады,
-участие во всероссийских акциях, посвященных
фестивали.
значимым отечественным и международным событиям.

28

на школьном уровне
- общешкольные дела, связанные с
развитием воспитательной составляющей
учебной деятельности.

-торжественные линейки в рамках празднования
памятных дата в соответствии с ежегодным
календарем образовательных событий,
приуроченных к государственным и
национальным праздникам Российской
Федерации, памятным датам и событиям
российской истории и культуры;
-общешкольные праздники;
- фестивали;
-научно-практическая конференция, олимпиады.

- общешкольные дела, направленные на
усвоение социально - значимых знаний,
ценностных отношений к миру, Родине,
создание условий для приобретения опыта
деятельного выражения собственной
гражданской позиции.

- классные часы, выставки детских
рисунков, уроки мужества, направленные на
формирование толерантности, профилактику
межнациональной розни и нетерпимости,
доверия, чувства милосердия к жертвам
терактов, а также ознакомление учащихся с
основными правилами безопасногоповедения;
- цикл мероприятий, посвящённых Дню Победы
(музейные гостиные, «уроки мужества»,
участие учащихся в Почётном карауле,
митинге свозложением цветов, акции
«Бессмертный полк»; выставки рисунков,
конкурс чтецов), направленных на воспитание
чувства любви к Родине, гордости за героизм
народа, уважения к ветеранам.

29

- общешкольные дела, направленные на
создание условий для накопления опыта
самореализации в различных видах
творческой, спортивной, художественной
деятельности, позитивной коммуникации.

- квест - игры, которые имеют определенную
тематику познавательной, спортивной,
художественной, творческой направленности;
- творческая гостиная общешкольное
коллективное творческое дело, состоящее из
серии отдельных дел (мастерская «Деда
Мороза, конкурс поделок «Новогодняя
игрушка», новогодние праздники для
обучающихся разных классов и т.п.), в которых
принимают участие все обучающиеся, педагоги
и родители;
-фото выставки, выставкирисунков;
- музейная гостиная связана с приобщением
учащихся к русским традициям, ссохранением
культурногонаследия, пробуждает интерес к
историческому прошлому русского народа;
- Школьный спортивный клуб «Старт» комплекс соревнований (Кросс, Золотая осень,
Зарница);
Веселые старты:
шашки, шахматы, волейбол, баскетбол, минифутбол, лёгкая атлетика, направленный на
формирование социально - значимого
отношения учащихся к здоровью, опыта
ведения здорового образа жизни,
популяризацию спорта,поддержку спортивных
достижений.

30

- на уровне начального общего
образования совместная направленная
деятельность педагога и школьников
начального уровня заключается в
развитиипознавательной, творческой,
социально-активной видахдеятельности
путем стимулирования детей к участию
в общешкольных делах, опираясь на
систему выбираемых ответственных
лиц;
- на уровне основного и среднего
образования - через создаваемый совет
класса, который отвечает за участие в
общешкольных делах, информирование
о делах школьной жизни путем
делегирования ответственности
отдельным представителям классного
самоуправления, создания и реализации
детско-взрослых проектов.

- издание стенгазеты о жизни класса,
сотрудничество сошкольной газетой;
- «Посвящение в первоклассники и и пятиклассники»
- торжественная
церемония,символизирующая
приобретение ребенком своего новогосоциального
статуса -школьника;
-«Прощание с Букварём» -традиционная церемония
в первых классах;
-День именинника - дело, направленное на
сплочение классного коллектива, на уважительное
отношение друг к другу через проведение
различных конкурсов;
- классные часы в рамках празднования памятных
дата в соответствии с ежегодным календарем
образовательных событий, приуроченных к
государственным инациональным праздникам
Российской Федерации,памятным датам и событиям
российской истории и культуры;
- классные праздники.

на индивидуальном уровне
- вовлечение каждого ребенка в ключевые дела
школы и класса в одной из возможных для него
ролей где распределяются зоны ответственности;
- оказание индивидуальной помощи и коррекция
поведения ребенка;
создание
условий
для
реализации
индивидуального участия детей в конкурсах
различного уровня.

Поручения включение ребенка в
совместную работу с другими детьми,
которые могли бы стать примером,
предложение взять в следующем
ключевом деле насебя роль
ответственного за тот или иной фрагмент
общей работы; организацию
разновозрастного наставничества;
помощь в подготовкеконкурсных
материалов,проектов, создания
портфолио.

31

4.8. Модуль «Детские общественные объединения»
Действующее на базе школы детские общественные объединения - это добровольное,
самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе детей и
взрослых, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей,
указанных в уставе общественного объединения. Его правовой основой является ФЗ от
19.05.1995 № 82-ФЗ (ред. от 20.12.2017) «Об общественных объединениях (ст. 5).
Естественной потребностью детского возраста является стремление к объединению. Дети,
развивая в коллективных отношениях индивидуальные знания, опыт, силы и
возможности, объединяются в разновозрастные сообщества с целью достижения
общественно-значимой цели в различных видах деятельности.

№
п/п

Названи
е
объедине
ния

Направления работы

32

1

Отряд ЮИД Пропагандистская деятельность предполагает разъяснительную
«Перекресток работу для детей дошкольного, младшего школьного и подросткового
возраста по вопросам безопасного поведения на улицах и дорогах
»
посредством проведения бесед, викторин, игр, экскурсий, соревнований,
конкурсов, КВН, тематических утренников, праздников, постановки
спектаклей, создания агитбригад, а также через создание и
использование наглядной агитации безопасного поведения участников
дорожного движения, участие во всех окружных профилактических
мероприятиях, конкурсах и др.
Информационная деятельность направлена на информирование
участников образовательного процесса и образовательного сообщества о
проблемах детского дорожно- транспортного травматизма и основах
безопасного поведения на улицах и дорогах. Такая деятельность
предполагает организацию работы по результатам работы отряда ЮИД,
создание стендов «ЮИД в действии», стенгазет «Юный инспектор
движения», листков «За безопасность движения», размещение значимой
информации на сайте образовательного учреждения и другой
информационной работы
Шефская деятельность предусматривает разъяснительную работу по
пропаганде основ безопасного поведения на улицах и дорогах для детей
дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста, правил
дорожного движения в школе детском саду, с использованием
различных
наглядных средств, а также организация среди
дошкольников и школьников конкурсов рисунков по теме безопасности
дорожного движения, разучивание песен и стихов.
Патрульная деятельность предполагает участие в патрулировании и
рейдах вместе со взрослыми в целях предотвращения нарушений со
стороны детей и подростков Правил дорожного движения;
информирование родителей о нарушении школьниками Правил
дорожного движения; дежурство у перекрестков в микрорайоне школы;
организацию практических игр на территории автогородков
безопасности дорожного движения и автоплощадок; участие в создании
автоплощадок на пришкольных участках и в других местах, выделенных
для этой цели; работу с юными велосипедистами.

2

Волонтерс
кий отряд
«Бодрая
жизнь»

Экологическое направление
«От экологии в душе к экологии вселенной» (экологическиеакции и
субботники «ЗЕЛЁНЫЙ WEEKEND»)
Военно-патриотическое направление
«Нам жить и помнить!» (поддержание в чистоте территории
памятника погибшим односельчанам, вахта памяти)
Пропаганда ЗОЖ
«Спорт и здоровый образ жизни!» (пропаганда здорового образа жизни,
участие в акциях по данному направлению, участие в конкурсах
социальной рекламы «Сделай свой выбор», «Будущее без наркотиков»,
участие в агитбригадах, проведении досуговых и обучающих
мероприятий; выпуск стенгазет, распространение буклетов, памяток,
информационных листов, мобильных стендов, направленных на
пропаганду здорового образа жизни)
Духовно-нравственное воспитание
«На встречу солнцу и добру» (оказание помощи ветеранам
педагогического труда).
33

3

ВВПОД
«Юнармия»

Военно-патриотическое организация мероприятий военное патриотической направленности, обеспечение участия в них юнармейцев;
начальная военная подготовка; занятия военное- прикладными видами
спорта, в том числе подготовка команд к военно-спортивной игре Школа
безопасности «Зарница», военно-тактические игры.
Личностное развитие курс лидерского мастерства; курс
ораторского мастерства; курс этикета; волонтерский юнармейский
центр; курс финансовой грамотности.
Юнармейское техническое творчество курс робототехники;курс
киберспортивных игр; курс начального программирования; основы
трехмерной компьютерной графики; основы разработки и управления
дронами.
Художественно-эстетическое развитие курс патриотической песни;
курс батального изобразительного искусства.

4

Школьный
спортивный
клуб «Старт»

-организация деятельности объединений дополнительного
образования спортивно-оздоровительной направленности;
-выявление одаренных детей и привлечение их в различные виды спорта;
-пропаганда здорового образа жизни и организация досуга обучающихся;
-вовлечение детей, находящихся в трудной жизненной ситуации в
объединения дополнительного образования клуба и внеурочные
мероприятия;
-проведение спортивно-массовых мероприятий, поддержка традиций
МБОУ «Коркмаскалинская СОШ им.М.-Загира Баймурзаева» и её имиджа;
-подготовка обучающихся к сдаче норм ВФСК ГТО и к участию в
соревнованиях и спортивно-массовых мероприятиях;
-информационно-агитационное направление работы (спортивная
страничка «О спорте» в газете «IN SAID»).

34

5

Первичное
отделение
Общероссий
ской
общественно
государствен
нойдетскоюношеской
организации

«Личностное развитие»
организация творческой деятельности учащихся - создание
условий для всестороннего гармоничного личностного
развития учащихся, способствующие реализации потенциала
активности каждого ученика.
«Гражданская активность»
формирование активной жизненной позиции школьников, осознанного
ценностного отношения к истории своей страны, города, района, народа;
- стимулирование социальной деятельность школьников,
направленная
-РоссийскогонаДвижения
оказание посильной
Школьников
помощи
(РДШ).
нуждающимся
категориям населения;
- организация акций социальной направленности;
- создание условий для развития детской инициативы;
- оказание помощи дому творчества с.Коркмаскала в организациии
проведении мероприятий;
- оказание помощи в проведении мероприятий экологической
направленности.
«Информационно-медийное»
обеспечение мотивации и объединения школьников в современное
детское движение, которое способствует воспитанию будущих граждан
как коммуникативных, творческих, свободно мыслящих личностей,
обладающих аналитическим мышлением, умением аргументировано
отстаивать свою позицию, владеющих cовременными медиа
компетенциями и имеющих высокий уровень медиа культуры.

Работа школьных объединений дает ребенку возможность получить социально значимый
опыт гражданского поведения, получить важный для их личностного развития опыт
осуществления дел, направленных на помощь другим людям, своей школе, обществу в
целом; развить в себе такие качества как внимание, забота, уважение, умение
сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других.

4.9. «Экскурсии, экспедиции, походы»
Экскурсии, походы помогают школьнику расширить свой кругозор, получить новые знания об
окружающей его социальной, культурной, природной среде, научиться уважительно и бережно
относиться к ней, приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в различных
внешкольных ситуациях. На экскурсиях, в походах создаются благоприятные условия для
воспитания у подростков самостоятельности и ответственности, формирования у них навыков
самообслуживающего труда, преодоления их инфантильных и эгоистических наклонностей,
обучения рациональному использованию своего времени, сил, имущества. Эти воспитательные
возможности реализуются в рамках следующих видов и форм деятельности:
- ежегодные походы на природу, организуемые в классах их классными руководителями и
родителями школьников, после окончания учебного года;
- регулярные сезонные экскурсии на природу, организуемые в начальных классах их классными
руководителями («Природа зимой», «Осенний сад», «Приметы весны» и т.п.);
- выездные экскурсии в музей, на предприятие; на экскурсии в парк и т.д.

35

4.10. Модуль «Школьные медиа»
Цель школьных медиа (совместно создаваемых школьниками и педагогами средств
распространения текстовой, аудио и видео информации) – развитие коммуникативной культуры
школьников, формирование навыков общения и сотрудничества, поддержка творческой
самореализации учащихся. Воспитательный потенциал школьных медиа реализуется в рамках
следующих видов и форм деятельности. Примечание: приведенный ниже перечень видов и форм
деятельности носит примерный характер. Если школа в организации процесса воспитания
использует потенциал школьных медиа, то в данном модуле Программы ее разработчикам
необходимо описать те виды и формы деятельности, которые используются в работе именно их
школы. При этом в их реализации педагогам важно ориентироваться на целевые приоритеты,
связанные с возрастными особенностями их воспитанников:
- разновозрастный редакционный совет подростков, старшеклассников и консультирующих
их взрослых, целью которого является освещение (через школьную газету, школьное радио
или телевидение) наиболее интересных моментов жизни школы, популяризация
общешкольных ключевых дел, кружков, секций, деятельности органов ученического
самоуправления;
-школьная газета для старшеклассников, на страницах которой ими размещаются
материалы о вузах, колледжах и востребованных рабочих вакансиях, которые могут быть
интересны школьникам; организуются конкурсы рассказов, поэтических произведений,
сказок, репортажей и научно-популярных статей; проводятся круглые столы с
обсуждением значимых учебных, социальных, нравственных проблем;
- школьный медиацентр – созданная из заинтересованных добровольцев группа
информационно-технической поддержки школьных мероприятий, осуществляющая
видеосъемку и мультимедийное сопровождение школьных праздников, фестивалей,
конкурсов, спектаклей, капустников, вечеров, дискотек;
- школьная интернет-группа - разновозрастное сообщество школьников и педагогов,
поддерживающее интернет-сайт школы и соответствующую группу в социальных сетях с
целью освещения деятельности образовательной организации в информационном
пространстве, привлечения внимания общественности к школе, информационного
продвижения ценностей школы и организации виртуальной диалоговой площадки, на
которой детьми, учителями и родителями могли бы открыто обсуждаться значимые для
школы вопросы;
- школьная киностудия, в рамках которой создаются ролики, клипы, осуществляется
монтаж познавательных, документальных, анимационных, художественных фильмов, с
акцентом на этическое, эстетическое, патриотическое просвещение аудитории;
- участие школьников в региональных или всероссийских конкурсах школьных медиа.

4.11. Модуль «Организация предметно-эстетической среды»

36

Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда школы, при условии ее грамотной
организации, обогащает внутренний мир ученика, способствует формированию у него чувства
вкуса

и

стиля,

создает

настроение, предупреждает

атмосферу

стрессовые

психологического

ситуации, способствует

комфорта,

поднимает

позитивному

восприятию

ребенком школы. Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через такие формы
работы с предметно-эстетической средой школы как:


размещение на стенах школы регулярно сменяемых экспозиций: творческих работ школьников,
позволяющих им реализовать свой творческий потенциал, а также знакомящих их с работами
друг друга; фотоотчетов об интересных событиях, происходящих в школе;



озеленение пришкольной территории, разбивка клумб, оборудование во дворе школы
спортивных и игровых площадок, доступных и приспособленных для школьников разных
возрастных категорий;



благоустройство классных кабинетов, осуществляемое классными руководителями вместе со
школьниками своих классов, позволяющее учащимся проявить свои фантазию и творческие
способности, создающее повод для длительного общения классного руководителя со своими
детьми;



событийное оформление пространства при проведении конкретных школьных событий
(праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров, выставок, собраний и т.п.);



совместная с детьми разработка, создание и популяризация особой школьной символики (флаг,
эмблема, галстук детского движения, элементы школьной формы и т.п.), используемой как в
школьной повседневности, так и в торжественные моменты жизни образовательной
организации – во время праздников, торжественных церемоний, ключевых общешкольных дел и
иных происходящих в жизни школы знаковых событий;



акцентирование внимания школьников посредством элементов предметно-эстетической среды
(стенды, плакаты) на важных для воспитания ценностях школы, ее традициях, правилах.

V. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
САМОАНАЛИЗА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Анализ организуемого в школе воспитательного процесса проводится с целью
выявления основных проблем школьного воспитания и последующего их решения.
Анализ осуществляется ежегодно силами самой образовательной организации.
Подбор критериев и показателей воспитательной работы осуществляют, исходя из
ее цели, задач и направлений деятельности. На основе этого определяются методики
изучения, диагностический инструментарий. Данные исследования обрабатываются и
интерпретируются, делается анализ и оценка результатов, прогноз дальнейшего развития
и совершенствования воспитательной работы.
37

Основными направлениями анализа организуемого в школе воспитательного
процесса являются следующие:

Направлени
яанализа

Содержание

Результаты
воспитания,
социализаци
и
и саморазвития
школьников

Положительная динамика и
высокий уровень мотивации
обучающихся к участию в
научно-практических
конференциях,
многопрофильных
олимпиадах, творческих
конкурсах, спортивных
соревнованиях,
волонтерской деятельности.
Низкий процент
заболеваемости и пропусков
занятий. Отсутствие случаев
преступлений среди
несовершеннолетних,
низкий процент
травматизма.

Воспитательна
я деятельность
классных
руководителей

Папка классного
руководителя.
Самоанализ классного
руководителя.

Выявленн
ые
проблемы
У некоторых
обучающихся
существуют
проблемы в
отношении и
формулированию
целей и мотивов к
самоопределению.

Пути решения
проблем
Повышенное
внимание к
качеству
реализации
модулей:
«Работа с
родителями» и
«Профориента
ция» программы
воспитания.

При организации системы воспитательной работы необходимо уделить особое
внимание эффективности воспитательного воздействия, его конечному результату.
Ожидаемый результат

38

Черты личности младшего
школьника

- имеет широкий познавательный интерес, любознателен,
наблюдателен, умеет сосредоточиться, владеет
мыслительными операциями;
- стремится быть причастным к труду взрослых,
коллектива сверстников;
- проявляет готовностьпосочувствовать, поделиться с
другими,оказать помощь;
- способен к установлению устойчивых контактов со
сверстниками, умеет попросить о помощи и заявить о
своих потребностях в приемлемой форме;
- обладает чувством собственного достоинства;
- следит за своей внешностью и вещами;
- наделен чувством уважения к своему дому, близким
людям, к малой ибольшой Родине;
- умеет замечать и приумножать красивое в
природе, искусстве, труде, поступках людей; стремится в
своихпоступках быть правдивым, вежливым, делать
доброе не на показ.

39

Черты личности
выпускника
образовательного
учреждения

- владеет системой знаний о различных сферах
человеческой деятельности, являющейся основой
формирования убеждений, т.е.мировоззрения;
- знает Конституцию Российской Федерации, этические и
правовые нормы, регулирующие отношения человека к
обществу, окружающей среде, умеет учитывать их при
решении экономических, социальных, политических и
экологических задач в рамках своейкомпетенции;
- способен в условиях развития науки, техники и
изменяющейся социальной практики приобретать новые
знания, используя современные образовательные
технологии;
- понимает сущность и социальную значимость будущей
или приобретенной профессии, знаком с проблемами,
определяющими область профессиональной
деятельности;
- умеет на научной основе организовать свой труд;
- умеет критически осмысливать социальную
информацию, анализировать полученные данные, быть
конструктивным в принятии решений;
- проявляет самостоятельность в ситуации выбора и умеет
нести ответственность за принятое решение;
- владеет навыками сотрудничества;
- владеет способами осуществленияпознавательной,
коммуникативной, преобразовательной, художественноэстетической деятельности; стремится к творчеству;
- убежден, что высшие ценности человеческой жизни это добро, красота, любовь к людям;
- умеет управлять собой, своими эмоциями, творчески
самосовершенствуется;
- владеет навыками организационной культуры;
- наделен чувством гражданской ответственности,
стремится быть полезным окружающим людям; уважает
свой народ и народы других стран;
- способен терпимо относиться к людям другой
национальности ивероисповедания;
- умеет противодействовать асоциальным проявлениям.

40

41


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(963) 421-95-37

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».